Смутное время
Смутное время создало в России уникальную ситуацию:
- власть фактически находилась в руках общества;
- единство государства было разрушено;
- не было единства мнений о преемственности власти - различные боярские группировки выдвигали своих кандидатов.
То, что произошло в России - невиданно:
1) никогда раньше не было столь ожесточённой борьбы за власть, в
которой участвовали и рядовые дворяне и низы;
2) никогда ранее на царский трон не претендовали беглый холоп или
бедный учитель.
Соперничество разъединило родственников, рушились принципы верной службы - бывали случаи, когда представители одной фамилии служили двум государям
Причины Смутного времени
1) Династический кризис. После смерти Ивана Грозного, его сыну
Дмитрию - 6 лет, а Фёдору - 27, но он слабоумный.
2) Экономическая и политическая разруха после опричнины.
Участники событий начала 17 века объясняли все беды России Божьим наказанием. Два греха вменялись особенно:
- убийство в Угличе 15 мая 1591 года царевича Дмитрия - сына Ивана
Грозного;
- избрание Бориса Годунова, которого обвиняли в организации
убийства Дмитрия, на царство.
Фёдор Иоаннович (1584-1587)
При нём создан регентский совет в составе - Б.Я. Вельский. И.П. Шуйский, И.Ф. Мстиславский, Б.Ф. Годунов.
Годунов, пользуясь близостью к царю (его сестра Ирина - жена Фёдора), устранил коллег и стал фактически царём.
Через несколько дней после Ивана Грозного, в Угличе с матерью (Мария Нагая), дядями был отправлен Дмитрий. Уже в то время он похож на отца -любил смотреть, как режут скотину, сам любил до смерти замучить собаку, а однажды слепил из снега фигуру, назвал её - Годунов и начал бить палками, крича: «Вот, что будет с тобой, когда я стану царём!»
Дмитрий тоже не здоров - страдал падучей.
В 1591 году в Угличе при странных обстоятельствах погибает Дмитрий, с его смертью прекращается династия Ивана Калиты.
По поводу этих событий существует 4 версии:
1) Дмитрий убит по приказу Годунова;
2) Убит не Дмитрий, а другой ребёнок;
3) Дмитрий - эпилептик и во время приступа сам нанизал себя на нож;
4) Дмитрия убили из окружения Годунова без его ведома.
Убийство Дмитрия.
Дошедшие документы сообщают, что 15 мая 1591 года в 18 часов царица с Дмитрием возвращались из церкви. Мать вошла в терем, а Дмитрий остался гулять во дворе. Что произошло дальше, точно не известно. Вышедшая царица увидела труп сына. В истерике, царица указала на Качалова, Битяговского, Волохова как на убийц (все они — доверенные лица Годунова). Их убили на месте. Историк Карамзин считает, что это — наговор за то, что люди Годунова не давали Нагим разбазаривать-средства.
Из Москвы приехала следственная комиссия во главе с боярином Василием Шуйским. Сохранился единственный экземпляр дела (в нём нет ни начала, ни конца, может быть, их уничтожили намеренно). Комиссия сосредоточилась на версии самоубийства. Все очевидцы - ребята, ключник, кормилица - это самоубийство (Дмитрий в припадке падучей бросился на нож). Один лишь свидетель - Михаил (брат царицы) сказал, что это убийство.
Странностей у следствия было множество:
-все показания свидетелей приводятся в пересказе;
- не осмотрено место смерти;
- неизвестно, откуда взялся и куда потом исчез нож.
Все историки указывают на недобросовестность следствия, нежелание вникнуть в суть дела.
В наши дни, криминалист И.Ф. Крылов рассмотрел дело Дмитрия и сделал следующие выводы:
- Дмитрий страдал эпилепсией;
- он сам не мог себя зарезать ножом и тем более упасть на него (таких случаев в мировой истории не было, т.к. во время судорог все предметы выпадают из рук).
Итак, Россия вступает в 17 век без Рюриковичей.
Борис Годунов (1587-1605)
Человек с большими деловыми качествами, образован - знал несколько иностранных языков, имел большую библиотеку. Красив, отличался замечательным красноречием, очень самолюбив. Типичный политик - умел выжидать, оставаться в тени, двигался вперёд, когда считал уместным. Рассудительный, никогда не поддавался порывам страсти и действовал всегда обдуманно. Великолепный артист - менял личины в зависимости от обстоятельств: добр, милосерден, а затем - строг и суров.
Не царского рода, его род - от татарского мурзы Чета, принявшего в 14 веке крещение и поселившегося на Руси под именем Захария. Годуновы владели вотчинами, но не играли важной роли в русской истории до конца 16 века.
Годунов надеялся установить в стране мир и процветание.
Его судьба — невостребованного государственного деятеля:
- рождённый строить, он воевал;
- мечтая облегчить участь крестьян, он их закрепощал.
Все его силы уходили на борьбу с интригами, невежеством, эпидемиями. Умер или от нервного истощения, или от яда.
Несмотря на то, что принял страну в тяжёлом состоянии, Годунов сумел:
1) поддерживать мирные отношения с соседями:
- в 1595 году заключил мир со Швецией, по которому России возвращена Карелия;
- когда крымский хан Казы-Гирей пошёл с огромным войском на Москву, Годунов приказал без умолку палить из пушек, русские пленники сказали хану, что это от радости, т.к. подошли дополнительные силы из других русских земель и готовы с утра перейти в наступление. Хан немедленно бежал с войском.
Поразительно при этом, что каждый успех Годунова в народном сознании обращался ему во зло. Ни один государственный чиновник до него не тратил столько сил на то, чтобы заслужить народное расположение: случались неурожаи, Годунов посылает хлебные запасы; никогда его имя не стояло в указах о казнях, но всегда стояло на бумагах о награждениях. Несмотря на это, в народном сознании оставалось опасливое к нему отношение, нет такого греха, который бы ему не приписывали.
2) на 3-5 лет освободил многие местности от податей;
3) занимался вопросами развития промышленности;
4) предоставил торговые льготы иностранцам;
5) освободил заключённых с периода опричнины;
6) ликвидировал недоимки.
Жизнь внесла свои коррективы:
1) в 1601-1602 гг. — голод (ели кошек и собак), следовательно, рост
недовольства. При этом Годунов приказал отворить все свои житницы,
дешево продавать хлеб, а бедным раздавать деньги.
2) в 1601 году в Речи Посполитой появился беглый монах Григорий
Отрепьев, выдававший себя за спасшегося царевича Дмитрия и, набрав
добровольцев, двинулся на Москву.
Григорий Отрепьев — из провинциальных дворян. Его семья, обвинённая в покушении на Годунова, пострижена в монахи.
- Человек с выдающимися способностями - очень начитан, с
гениальной приспосабливаемостью к любой ситуации.
- География его жизни - огромна - жил в Речи Посполитой, вЗапорожской Сечи и всюду проявил себя как любезный человек, внимательный слушатель.
- Всем обещал то, что люди хотели - польскому королю Сигизмунду -
пограничные области, воеводе Мнишеку и его дочери Марине - богатство,
Римскому Папе - введение католичества в России. Сам стал католиком.
В России Отрепьева поддержали многие:
- крестьяне и казачество, надеясь на доброго царя;
- провинциальные дворяне, надеясь на защитника.
Поэтому Лжедмитрий завоёвывал территории самим фактом своего присутствия. Схема повторялась — войска Лжедмитрия появлялись под каким-либо городом, провоцировав восстание внутри города низов против знати.
Это можно назвать гражданской войной, т.к. налицо раскол на 2 лагеря и борьба за власть.
На Годунова весть о самозванце подействовала очень сильно. Он стал подозрительным, скрытным и больше не показывался народу. Годунов сам допрашивал мать царевича - Марфу Нагую, которая утверждала, что её сына убили по приказу Годунова.
В 1605 году Годунов внезапно умер. Ещё утром он был весел и здоров, после обеда он почувствовал себя плохо, у него изо рта и ушей потекла кровь. Его еле успели причастить и постричь в монахи.
После этого на сторону Отрепьева перешли московские бояре.
Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) - 1605-1606
20 июня 1605 года Отрепьев торжественно въехал в Москву и стал русским царём, но укрепиться на престоле ему не удалось, т.к. не мог заручиться поддержкой ни одной серьёзной политической силы:
- не выполнил обещаний, данных ни Римскому Папе (не разрешил
строить в России католические костёлы), ни польскому королю;
- желая привлечь на свою сторону дворян, щедро раздавал земли, но они закончились;
- крестьяне от него тоже отвернулись, т.к. он не восстановил Юрьев день;
- православная церковь к нему настороженно относилась, т.к. он - католик.
Ни проходило дня, чтобы царь не присутствовал в Боярской Думе. Иногда слушая долговременные споры о делах, он смеялся и говорил: «Сколько часов вы рассуждаете и всё без толку!» — и через минуту, ко всеобщему удивлению, решал самые запутанные дела. Он любил поговорить, рассказывая об истории разных народов и собственной жизни.
Лжедмитрий любил гулять по Москве, заходя в мастерские, беседуя с простолюдинами.
В его хаотичной внутренней политике видна тенденция к объединению общества, но он неопытен, отсюда много ошибок:
1) объявил о походе в Крым, но народ устал воевать;
2) устроил пышную свадьбу, пригласив 2 тыс. поляков, которые вели себя нагло, следовательно, столкновение с москвичами.
Падение Лжедмитрия было неминуемым. 17 мая 1606 года бояре Шуйский, Голицыны, Романовы, Мстиславские сбросили его с трона.
Василий Шуйский, держа в одной руке крест, а в другой меч сказал окружающим: «Во имя Божия, идите на злого еретика!»
Тело Отрепьева несколько дней в маскарадной маске валялось на Красной площади. Затем его закопали за городом, но среди низов пронёсся слух, что он спасся. Его вырыли, сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили на Запад (пришёл с Запада, а на Руси считали, что там — ад).
После убийства Лжедмитрия началась в Москве резня. Было убито поляков от 1200 до 1500 человек, но и русских тоже - от 400 до 2000 человек. Резню удалось остановить благодаря действиям Шуйского.
Василий Шуйский (1606-1610)
Шуйский - из древнего боярского рода, ведущего от суздальского князя Андрея Ярославовича. По духу и характеру, он олицетворял свойства старого русского быта: нет предприимчивости, боязнь всего нового, терпеливость, стойкость. Молодость свою провёл возле Ивана Грозного.
На Красной площади 19 мая 1606 года собрались купцы, разносчики, ремесленники. Из толпы закричали, что царём должен быть избран Василий Шуйский, никто не из бояр не посмел возразить толпе, только что показавшей свою силу и Шуйский был даже не избран, а выкрикнут на царствие.
Шуйский — царь, избранный москвичами, а не всей Россией. На юге страны считали, что это — узурпация власти. К тому же розни в Боярской Думе продолжались.
1 июня 1606 года Шуйский венчался на царство без малейшей пышности. Он заявил, что будет управлять страной с общего совета бояр.
Ему 53 года, очень некрасив, с подслеповатыми глазами, скуп, при этом -начитан, умён.
У Шуйского не получились и отношения с церковью.
К тому же он не щедр, новых земель не раздавал дворянам. Он сразу же заявил, что не будет отбирать вотчин и имущество у родственников преступника.
Испытанием для него стала война под руководством Ивана Болотникова в Сееерской земле. Иван Болотников - боевой холоп (член охраны), бежавший к казакам. Атаман волжской вольницы, был в плену у татар,
которые его продали в рабство в Турцию, откуда его освободили итальянцы. Затем он путешествовал по Европе.
Он заявил, что виделся на границе с Польшей со спасшимся царевичем Дмитрием и что тот поручил ему возглавить восстание.
Начал с блестящей победы, когда 1300 казаков разбили наголову 5 тысяч царских войск. Города ему сдавались без боя один за другим.
В этой войне участвовали бояре и дворяне, после же их перехода на сторону Шуйского, Болотников потерпел поражение (не довольны тем, что холопы и крестьяне хотят быть равными им). Братья Липуновы первыми подали пример, прибыли в Москву и поклонились Шуйскому, хотя терпеть его не могли.
Болотников был разбит под Москвой в декабре 1606 года войском, под руководством юного князя Скопина-Шуйского и ушёл в Калугу.
С наступлением лета, силы Болотникова вновь начали увеличиваться. Здесь появился и новый самозванец - волжский бурлак Илейка, назвавшийся царевичем Петром — сыном Фёдора Иоанновича (у того не было детей).
Шуйский действовал очень решительно:
- разослал строгие приказы собираться повсюду служилым людям;
- вотчинники и монастыри обязаны выставить ратников.
Этими мерами он собрал 100 000 человек, которыми решил руководить сам.
5 июля 1607 года правительственные войска под Тулой победили. Болотников казнён - утоплен. Его сподвижник - «царевич Пётр» убит.
На этом беды для России не закончились. Весной 1607 года в Польше появился Лжедмитрий II - по одной из версий, сын священника, белорусский учитель, любитель женщин, за что был исключён из учителей и пьяница. Современники говорят, что он груб, невежественен, жесток и хитёр.
К нему присоединились и бояре, недовольные Шуйским.
В июне 1608 года армия Лжедмитрия II разбила лагерь у Тушино, которое стало второй столицей: здесь действовала Боярская Дума, в которой активны Романовы, Салтыковы, Трубецкие; здесь был и свой митрополит - Филарет Романов.
Из Тушино Лжедмитрий правил страной: раздавал земли, назначал новых воевод.
Его рать насчитывала 20-30 тысяч человек, к которой присоединились многие участники войны Болотникова.
Но Лжедмитрий делает ошибки — раздаёт земли полякам, которые грабят русские деревни, к тому же, польский король Сигизмунд III пошёл на русские земли.
В это время Шуйский проводит умную политику - прощает бояр, разочаровавшихся в Лжедмитрий, посылает грамоты, в которых обращается к землям сохранять единство, собираться вместе, но для Шуйского это время неблагоприятно:
- в блокированной Лжедмитрием столице начинается голод,
следовательно, антишуйские настроения;
- осенью 1609 года начинается польская интервенция, русские войска
терпят поражения.
В этих условиях свержение Шуйского было вполне закономерным. Бояре обратились к нему с просьбой, оставить трон, мотивируя тем, что он -несчастлив, из-за него много крови русской льётся.
Василий положил царский посох и немедленно выехал из Кремля вместе с женой в свой прежний дом. Но бояре потребовали от него пострижения в монахи. Сделали это насильно: его держали за руки и за него произнесли монашеские обеты. Это насильственное пострижение не признал патриарх.
Боярская Дума объявляет, что решать вопрос о новом царе будет Земский собор, пока же правит Семибоярщина.
Семибоярщина - 1610-1613
Поляки захватили Москву. В России зреет идея всенародного ополчения. Бояре же, думают о приглашении на русский престол польского королевича Владислава, с единственный условием - принятие православия. Владислав отказался.
Положение в России - тяжёлое:
- поляки захватили Смоленск и Москву;
- шведы захватили Новгород;
- безвластие - Лжедмитрий II убит.
В Нижнем Новгороде по инициативе купца Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского формируется ополчение с требованиями:
- не приглашать на русский трон зарубежных претендентов;
- освободить Москву, затем избрать царя на Земском соборе.
В августе 1612 года Минин и Пожарский освобождают Москву. Закончился период Смуты.
Последствия Смуты - ужасны:
- окончательно закрепощено посадское и сельское население;
- южные границы распахнуты;
- ненависть к иностранцам приняла массовый характер,
следовательно, усиливается замкнутость общества;
- Россия всё более отстаёт от Европы, где уже развиваются капиталистические отношения.
Потребовалось почти 50 лет для того, чтобы преодолеть последствия Смуты.
При всех отрицательных последствиях, были и положительные:
- она показала властям глубину кризиса;
- окончательно оформились идеи религиозного и национального единства, понимание важности сильного государства.
Историк В.О. Ключевский считает Смуту «поворотным периодом русской истории»:
1) поколебались самые глубокие и прочные основы государственного порядка;
2) государи быстро сменялись или боролись друг с другом;
3) некоторое время страна находилась совсем без государя;
4) общество распалось на враждебные друг другу классы.
Но из эпохи Смуты следовала эпоха реформ,
так как Смутное время возбудило интерес людей к политическому
сознанию, перевернуло их понятие о государстве. До Смуты народ понимал своё государство как хозяйство московских князей племени Ивана Калиты, т.е. государство - это фамильная вотчина, наследственная собственность.
Смутное время изменило этот удельный взгляд на государство. Династия пресеклась, при этом государство продолжало действовать, следовательно, народ понял, что существует другой двигатель общественной жизни - всенародная воля, направляющая сознание народного единства, следовательно, династическое понимание государства сменилось национально-политическим.